Одна солидная российская газета вышла со статьей о победе Барака Обамы на выборах под заголовком "Оба-ма!". По странному совпадению имя 44-го президента США почти совпадает в этом написании с выражающим удивление и восторг восклицанием, популярному российской молодежи.
За ходом этих выборов в России действительно следили все - от мала до велика. Дело в том, что избрание нового президента США каждый раз ставит перед всем миром один и тот же вопрос: "Как сложатся американо-российские отношения?" Уже потому, что США и Россия обладают самыми крупными ядерными арсеналами на Земле, от ответа на него зависит дальнейшая судьба не только этих двух стран, но и всего человечества. Традиционно это становится своего рода матрицей современных международных отношений. От того, как будут складываться американо-российские отношения при новом хозяине Белого дома, во многом определятся и отношения России со странами "Большой семерки", с ЕС и АТЭС.
Несмотря на то что после развала СССР только США теперь имеют статус сверхдержавы, в результате чего о современном мире заговорили как об "однополярном", России удалось сохранить свое влияние в мире и на большей части постсоветского пространства. Она имеет богатейшие кладовые природных ресурсов, без которых мировая экономика в эпоху глобализации немыслима.
Обаме и повезло, и не повезло. Он победил на выборах республиканца Джо Маккейна в тот самый момент, когда финансовый кризис потрясал самые основы экономического могущества Америки и ее национальную валюту - доллар, служащий расчетной единицей в мировой торговле и финансах со времен создания Бретонн-Вудской системы.
Обама получил в наследство от администрации президента Буша и весь набор провалов во внешней политике. Вооруженное вмешательство США в Ираке, Афганистане, балансирование на грани войны с Ираном, конфликты с Сирией, Пакистаном, Северной Кореей стали большой проблемой для многих тысяч американцев, потерявших в этих конфликтах своих близких.
В ходе своей предвыборной кампании Обама активно критиковал за это республиканцев и обещал в течение двух-трех лет вывести американские войска из Ирака. Россия в его теледебатах с Маккейном фигурировала куда реже, чему его противника, хотя позиция Обамы по отношению к ней немногим отличалась от взглядов кандидата республиканцев, назвавшего ее в прямом эфире "империей зла". Надо учитывать также, что на нового президента оказывают серьезное влияние такие его советники, как бывшая госсекретарь Олбрайт и известный идеолог "холодной войны" Бжезинский. И все же в ходе предвыборной кампании собственного отношения к России Обама так и не сформулировал, если не считать общих фраз.
После победы на выборах Обаме так или иначе предстоит это сделать. В значительной степени ему облегчил эту задачу президент России Дмитрий Медведев. В отличие от своих предшественников, которые обычно довольно долго выжидали, пока в Вашингтоне официально объявят, как относится к Москве новый хозяин Белого дома, Медведев на следующий же день после президентских выборов в США четко разъяснил в своем послании Федеральному Собранию, что Обаме следует ожидать от Москвы. "Не секрет, что многие государства ещё по инерции оглядываются на то, куда "дует ветер" в отношениях между Россией и Соединенными Штатами. Да, сегодня эти отношения переживают не самый простой период, - признал президент Медведев. - И у нас тоже возникает много вопросов, в том числе, нравственного порядка. Но подчеркну, у нас нет проблем с американским народом, у нас нет врождённого антиамериканизма. И надеемся, что нашими партнерами, новой администрацией США, будет сделан выбор в пользу полноценных отношений с Россией".
Как такие отношения видят в Кремле и на какой основе предполагают их строить? Из послания Медведева совершенно очевидно, что "восточная политика" администрации Буша в последние годы (это "конструирование глобальной системы ПРО, окружение России военными базами, расширение НАТО и др. ) вызвала в российском руководстве "устойчивое впечатление", что его "испытывают на прочность". Первой неожиданной для Запада реакцией на это стала теперь уже знаменитая мюнхенская речь экс-президента России Владимира Путина. Второй - реакция нового президента Медведева на вторжение Грузии в Южную Осетию. После этого конфликта на Кавказе в Кремле пришли к выводу, что теперь "фактически зафиксировано формирование качественно новой геополитической ситуации".
О чем речь? Россия в состоянии отстаивать свои национальные интересы и может впредь не оглядываться при этом на Вашингтон. После долгих лет упадка ее Вооруженные силы восстановили свой боевой потенциал. Начато их перевооружение современной техникой. Меняется их структура и конфигурация. Впредь на любую угрозу своей безопасности Россия намерена адекватно реагировать. Медведев, в частности, объявил о тех мерах, которые он предпринял в ответ на размещение элементов глобальной системы ПРО США в Польше и Чехии. Он отменил планы по расформированию к 2010 году трех оставшихся ракетных полков ракетной дивизии, дислоцированной в городе Козельске. Сама дивизия также будет восстановлена. Для нейтрализации, при необходимости, системы ПРО США в Европе будет развернут современный ракетный комплекс "Искандер" в Калининградской области. С ее территории будет также осуществляться радиоэлектронное подавление новых объектов ПРО. Россия, однако, не намерена идти ни на гонку вооружений, ни на конфронтацию с США и другими странами НАТО.
О возвращении к "холодной войне", о которой много пишут на Западе, речи не идет, хотя Россия и принимает адекватные меры против внешних угроз. Напротив - в Кремле озабочены идеей создания новой глобальной архитектуры безопасности. Россия устами Медведева предлагает Бараку Обаме не повторять ошибок Буша, а как можно скорее совместно приступить к созданию нового международного правопорядка, к формированию полицентричной международной системы, включая реформу ведущих международных институтов, где будет исключено единоличное доминирование какой-либо державы. Иначе говоря - предлагает сотворить заново утерянный многополярный мир, но уже без прежней конфронтации двух систем. Мир, в котором будут утверждены универсальные дипломатические методы урегулирования кризисных ситуаций, и где "проблемные" государства - в какой бы точке земного шара они ни находились, не будут изолировать, не станут бомбить и обстреливать ракетами, а будут вовлекать в диалог.
Есть ряд косвенных признаков того, что Обама понимает бесперспективность конфронтации с Россией уже в силу необходимости сотрудничества двух держав не только в сфере разоружения и торговли, но и в области борьбы с терроризмом, оборотом наркотиков, организованной преступностью. Время покажет, предпримет ли он конкретные шаги на этих направлениях. Но вот в том что касается финансового аспекта международных отношений, то тут время не ждет. Москва больше не намерена мириться с теми правилами, которые привели к краху Бреттон-Вудской системы и обвалу мировой экономики. По мнению Медведева, пришло время для максимально быстрого формирования новых правил мировой финансовой архитектуры, ибо монополия США в этой сфере оказалась не просто неадекватной реалиям современной глобальной экономики, а опасной для всех. Объективно Россия и США обречены на сотрудничество уже потому, что альтернативой этому может быть только повторение конфронтации и "холодной войны", омрачивших вторую половину XX века.
Экс-президент СССР Михаил Горбачев, например, увидел в Обаме свое американское воплощение и провозвестника "перестройки" в США. Будем надеяться, что печальная судьба СССР минует Америку. Но в России все же надеются, что с приходом Обамы в Белый дом отношения с США получат новый импульс. Многие эксперты считают, что шансы на их сотрудничество увеличивает и возраст американского и российского президентов. Это люди нового поколения, их менталитет формировался не под влиянием фултонской речи Уинстона Черчилля и не под впечатлением Карибского кризиса. Они могут вполне заговорить на одном языке, понятном для всего мира.