НОВОСТИ ШВЕЙЦАРИИ И ЕВРОПЫ:
LOGO - Ежедневные новости и аналитика из Швейцарии и Европы, политика, экономика, интервью / Daily news and analytics from Switzerland and Europe, policy, economy, interview LOGO - Ежедневные новости и аналитика из Швейцарии и Европы, политика, экономика, интервью / Daily news and analytics from Switzerland and Europe, policy, economy, interview
Ежедневные новости и аналитика из Швейцарии      www.businessmir.ch
Twitter - Ежедневные новости и аналитика из Швейцарии и Европы, политика, экономика, интервью / Daily news and analytics from Switzerland and Europe, policy, economy, interviewFacebook - Ежедневные новости и аналитика из Швейцарии и Европы, политика, экономика, интервью / Daily news and analytics from Switzerland and Europe, policy, economy, interview
instagram - Ежедневные новости и аналитика из Швейцарии и Европы, политика, экономика, интервью / Daily news and analytics from Switzerland and Europe, policy, economy, interviewlivejournal - Ежедневные новости и аналитика из Швейцарии и Европы, политика, экономика, интервью / Daily news and analytics from Switzerland and Europe, policy, economy, interview

ПАРТНЕРЫ




18 October 2024

RSS   RSS news  


Geneve booked.net
+21°C

Max.: +21°

Min.: +10°

čt, 11.10.2018

РУССКАЯ СПЕЦИФИКА ТУРКМЕНСКОГО ШЕЛЬФА

Tatyana Alimova, Alexei Chichkin, Vasily Zubkov, Business mir #9 - 2008-01 MAIL PRINT 
Степень промышленного освоения туркменского нефтегазоносного шельфа достигает всего лишь 20 %. Это предопределяет долгосрочный стратегический интерес крупнейших мировых нефтегазовых компаний.
По последним данным, промышленные запасы туркменского шельфа превышают 12 млрд тонн нефти и 140 млрд кубометров газа.При этом потенциальный газовый ресурс закреплённых за Туркменистаном шельфовых месторождений составляет, по самым скромным оценкам, более 6 триллионов кубометров голубого топлива. Это делает их поистине уникальными и предопределяет долгосрочный стратегический интерес крупнейших мировых нефтегазовых компаний.
Главное – «застолбить»
Степень промышленного освоения туркменского нефтегазоносного шельфа пока достигает лишь 20 %. При этом после, на редкость удачного июньского вояжа российского президента Владимира Путина в Среднюю Азию, дальнейшее освоение этих «закромов» намечено, прежде всего, с помощью и с прямым участием России. Туркменский, как и российский шельф Каспия, пока практически не «охвачен» транснациональными консорциумами по добыче и транзиту тамошних нефтегазовых ресурсов, что в немалой степени стимулирует лояльность туркменской стороны к нашей стране.
В настоящее время Ашхабад предпочитает исключающие разночтения двухсторонние проектыв этой сфере – с Россией, Казахстаном, Ираном или же напрямую с западноевропейскими компаниями. Тем не менее, это не исключает ведущегося уже в настоящее время активного диалога с новыми потенциальными партнёрами, к примеру – с Китаем, а в перспективе – «открытия» туркменских «нефтегазовых закромов» на сугубо рыночных условиях. Существующий сейчас колоссальный дисконт в ценах на туркменскую нефть и газ и мировых ценах на углеводородное сырьё практически предопределяет будущие перемены в экспортной политике Туркмении. Именно с этим и связано нынешнее стремление не только российских, но и мировых нефтяников и газовиков на годы вперёд, не скупясь, «столбить» за собой участки туркменского шельфа.
Не все флаги в гости к нам
В настоящее время на туркменском шельфе Каспия промышленную добычу нефти ведут лишь две иностранные компании: с 1999 года – британо-арабская «Dragon Oil», разрабатывающая Челекенские месторождения с 2000 года, и с мая 2006 года – малазийская «Petronas». Датская компания Maersk и немецкая Wintershall занимаются разведкой углеводородных площадей.
Характерно, в этой связи, что из всех международных проектов по разработке каспийского энергосырья только в туркменском «варианте» предусмотрена, совместно с французскими инвесторами (компании «Total» и «Frances de Petrol»), глубокая переработка нефти, добываемой на туркменском шельфе Каспия – на новом нефтеперерабатывающем заводе в г. Туркменбаши (бывший Красноводск). В перспективе там же, с участием французских инвесторов, будет построен нефтехимический завод. А южнее, в г.Челекен (тоже на побережье Каспия) совместно с французскими и иранскими фирмами намечено строительство крупнейшего в регионе завода по производству сжиженного газа и терминала по его экспорту.
Российская сторона также активизирует свое присутствие на туркменском шельфе. Так, в ходе июньских переговоров в Ашхабаде многолетнего главы ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова с туркменским руководством стороны была достигнута предварительная договоренность об участии этой компании в нефтегазоразработках на каспийском шельфе Туркменистана. «Компания ЛУКОЙЛ подтвердила своюготовность к освоению морского шельфа в туркменском секторе Каспийского моря»,– заявил г-н Алекперов в интервью туркменскому телевидению после встречи с президентом Туркменистана.
По его словам, компания сделала конкретные предложения туркменскому правительству по реализации своих программ на территории морского шельфа Туркменистана.
Ранее ЛУКОЙЛ неоднократно вёл переговоры с туркменским правительством на предмет участия в освоении нефтяных блоков на Каспии. Два года назад компания пыталась осваивать туркменский шельф совместно с британо-арабской «Dragon Oil», ведущей разработку морского блока близ упомянутого города Челекен. Объём нефти здесь оценивается в 661 млн баррелей, а предполагаемый объём природного газа составляет около 100 млрд кубометров. Однако прежнее руководство Туркменистана не поддержало идею совместной работы ЛУКОЙЛа с «Dragon Oil» на своей территории, и сделка не состоялась, что привело к падению цены акций британо-арабской компании на 14 % по сравнению с ценой, сохранявшейся в течение 13 лет. Падение котировок ценных бумаг ЛУКОЙЛа не было столь существенным только потому, что работы на туркменском шельфе – лишь очень малая часть в бизнесе компании.
Своя доля в консорциуме
В тот же период туркменский президент Курбанкули Бердымухаммедов провёл переговоры с совместной делегацией крупнейших нефтяных компаний – руководством российско британской ТНК-ВР и того же ЛУКОЙЛа, представители которой ещё раз заявили о намерении помочь Туркмении доразведать и освоить её каспийский шельф. А по словам председателя правления ТНК-ВР Роберта Дадли, скорее всего, будет создан консорциум для туркменских шельфовых проектов, но доли в нем отдельных участников пока обсуждаются. По имеющейся информации, совокупная доля российских участников такого консорциума превысит 35 %, что примерно на 10%выше, чем в Каспийском трубопроводном консорциуме и почти на 20 % больше, чем в Азербайджанском международном операционном консорциуме.
В свою очередь, глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, в интервью национальному телевидению Туркмении не вдавался в тонкости формирования консорциума, заявив: «Мы предварительно выбрали три перспективных блока углеводородных месторождений на туркменском шельфе Каспийского моря и обсудили это с туркменскими специалистами. Президент Туркменистана одобрил все поступившие предложения, и в ближайшее время компания перейдет к их практической разработке».
Кроме ЛУКОЙЛа и ТНК-ВР из России Ашхабаду предлагали свои услуги в освоении каспийского шельфа и другие компании. Так, в 2002 году было создано СП «Зарит», но тогда из проекта по разным причинам ничего не получилось. Ныне покойный Сапармурат Ниязов тогда обратил внимание, что «заявленные к разработке месторождения на шельфе расположены близ иранской морской границы, а без делимитации Каспийского бассейна разрабатывать его приграничные ресурсы юридически и политически неправомерно». Но к 2007 году Ашхабад и Тегеран фактически согласовали границу в примыкающем районе Каспия, что позволяет осваивать туркменские месторождения и в этом районе. В настоящее время Ашхабад рассматривает предложения об участии в разработке туркменских морских месторождений нескольких западных компаний и российского «Газпрома».
Интерес к созданию упомянутого консорциума и к двухсторонним с  Туркменией шельфовым проектам проявляет также британо-арабская «Dragon Oil», которая, несмотря на потери из-за срыва проекта по сотрудничеству с ЛУКОЙЛом, продолжает разрабатывать блок Челекен: он включает в себя нефтяные месторождения Причелекенский купол, Джейтун и Джигалибег. Dragon Oil в 1999 году заключила договор с туркменским правительством по совместной с Туркменией разработке блока Челекен, по принципам раздела продукции, сроком на 25 лет. Объём первоначальных инвестиций здесь оценивается в 500 млн. долларов.
Китайский «козырь»…
Влияние Китая на экономику Туркмении пока не велико, но самым перспективным сектором двустороннего сотрудничества считается добыча, переработка и продажа природного газа. Нынешняя активность России в Средней Азии явно смущает Пекин. Там высказывают опасения, что выполнение Ашхабадом возросших обязательств перед «Газпромом» может помешать выполнению туркмено-китайского договора о поставках газа. Подготовка технического обоснования газопровода в Китай была начата еще в прошлом году. Известен и маршрут по территории Туркмении и Китая – от газовых провинций правобережья Аму-Дарьи до провинции Гуандун на юге Поднебесной.
Пока существует полная неясность с выбором страны- транзитёра: через Казахстан в обход Узбекистана (что гораздо длиннее) или через Узбекистан и затем Казахстан.
После визита нового руководителя Туркменистана в Пекин сдвинулись с мертвой точки переговоры о цене туркменского газа для Китая. Конечные цифры пока не доступны наблюдателям, но китайцы могут предложить за тысячу кубов даже больше 100 долл., что способно существенно откорректировать ценовой расклад по всем экспортным направлениям для туркменского газа.
Пекин, покупая газ у Туркменистана, так же как и у «Газпрома», всегда хочет иметь угольный эквивалент – уголь в Поднебесной дешев и запасы его огромны. И платить за импортный газ, даже так необходимый для растущей экономики, дороже, чем за свой уголь, у китайца не поднимается рука. Многие эксперты, считают, что об окончательной цене стороны договорятся еще не скоро.
Анализируя сложившуюся ситуацию в газовом треугольнике Россия – Туркмения – Китай, невольно наталкиваешься на мысль, что неясность и промедление отчасти на руку всем участникам. Почему? Коротко ситуация выглядит так. Китай спекулирует перед русскими наличием альтернативы сибирскому газу, имея в виду Ашхабад. И наоборот в переговорах с туркменами ссылается на договор, подписанный Владимиром Путиным. В свою очередь, туркмены в переговорах с китайцами говорят об уже имеющейся и будущей транспортной инфраструктуре «Газпрома». А в переговорах с российским концерном всегда имеют китайский козырь, как будущее новое направление поставок газа. Россия же в переговорах с Западом использует «угрозу» перенаправить сибирские «газовые реки» и «ручейки» на Восток.
Китаю массированные импортные поставки газа потребуются лет через 10-12, а России и Туркмении спешить не имеет смысла, поскольку пока лишнего газа нет. А если он появится, цена на него через несколько лет будет совсем иная.
…И неиспользованные резервы
Один из ведущих британских специалистов по Центральной Азии Дэвид Меркель заявил на состоявшейся в марте 2007 года в Вашингтоне конференции, посвященной Туркменистану, что «по самым осторожным оценкам, резервы Туркменистана могут достигать 10 триллионов кубометров газа, а не двух-трех. Объемы же запасов нефти там могут быть выше 14 млрд тонн». Эти данные заметно превышают оценки, приведённые выше. Мало что дает и анализ еще советских данных геологоразведки, которые очень приблизительны. По ним выходит, что в туркмен- ских пустынях газа от 3 до 20 триллионов кубометров, включая 70 млрд кубов газового конденсата. Данные по шельфу отдельной строкой не выделяются. При этом только новая Иолотанская газовая провинция, пока не разрабатываемая, по оценке покойного президента Ниязова, сделанной менее года назад, хранит около 7 млрд кубометров. Можно этому верить, а можно нет. Но именно с месторождения Южный Иолотань рассчитывал Сапармурад Ниязов брать газ для Китая.
Со значительными допусками российские и зарубежные специалисты сходятся на том, что Ашхабад в лучшем случае может экспортировать 100 –120 млрд кубов в самом недалеком будущем.
Что касается экспорта туркменской нефти, то, по имеющейся информации, в перспективе будет увеличиваться её транзит через российский каспийский порт Махачкала. Там это сырье «включится» в российскую нефтепроводную систему (для последующей перекачки в Украину и в зарубежную Европу через Украину). Планируется направлять туркменскую нефть через Азербайджан и в трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан, но российское направление транзита, по большинству аналитических оценок, по-прежнему будет преобладающим.
Tatyana Alimova, Alexei Chichkin, Vasily Zubkov, Business mir #9 - 2008-01  MAIL PRINT 
Бизнес мир снова в деле!
2023-10-08 11:42:18 
ПРОЧИТАТЬ
Швейцария заняла 8-е место в глобальном рейтинге счастья
2023-03-20 16:26:30  В Международный день счастья, который по инициативе ООН отмечается 20 марта, были представлены результаты очередного Всемирного доклада о счастье (World Happiness Report).
ПРОЧИТАТЬ
С обертки шоколада Toblerone исчезнет гора Маттерхорн
2023-03-05 19:02:54  Из-за переноса части производства в Словакию корпорация Mondelēz уберет с упаковки шоколада Toblerone изображение швейцарской горы Маттерхорн.
ПРОЧИТАТЬ
Швейцария заняла 7-е место в Индексе восприятия коррупции
2023-01-31 16:13:21  В рейтинге, который составляет Transparency International, Швейцария по итогам 2022 года заняла 7-е место, набрав 82 балла из 100 возможных.
ПРОЧИТАТЬ
По знанию английского языка страны Восточной Европы обгоняют Швейцарию
2023-01-24 18:36:48  В общемировом рейтинге знания английского EF English Proficiency Index Швейцария набрала 563 очка, что ниже показателей Польши и Латвии.
ПРОЧИТАТЬ
AD
ЛОГИН ПАРОЛЬ ВОЙТИ

© Business Mir, 2006 - 2014. Использование материалов допускается только при наличии ссылки на www.businessmir.ch

Ежедневные новости и аналитика из Швейцарии и Европы, политика, экономика, интервью

Daily news and analytics from Switzerland and Europe, policy, economy, interview