Сны видят все, даже те, кто после пробуждения не помнит, что ему снилось. Сновидения являются неотъемлемой частью мозговой активности. Ученые выяснили, что все они играют определённую роль для человека. Так, страшные сны являются своего рода тренингом, позволяющим преодолевать страх наяву, сообщает о выводах, сделанных женевскими учеными, Corriere della Sera.
Для проведения исследования к голове подсоединяли 256 электродов, с помощью которых делали «густую» электроэнцефалограмму. В экспериментах приняли участие 18 добровольцев, которые в ходе тестов спали. Исследователи их внезапно будили, чтобы выяснить, что им снилось. Так можно было идентифицировать две области мозга, которые активируются, если во время сна человек чувствует страх: центральная доля (lobus insularis), которая в состоянии бодрствования оценивает эмоции и активируется во время обучения, и сингулярная кора (сingulate cortex), которая играет роль при реагировании на опасность.
Области мозга, в которых возникает страх, как во сне, так и наяву, одни и те же. Следующим шагом было определение влияния сна на активность днем.
Сотрудник Женевского университета Лампрос Перогамврос, координировавший исследование, раздал сотне добровольцев дневники, в которые они в течение недели записывали свои сны и эмоции, которые чувствовали во время сна.
«Чем дольше мы чувствуем во сне страх, тем менее реальный ужас активирует миндалевидное тело (corpus amygdaloideum), центральную долю (lobus insularis) и сингулярную кору (сingulate cortex). Префронтальная кора (Cortex praefrontalis), которая работает как тормоз миндалевидного тела, когда мы чувствуем страх, активируется в зависимости от того, сколько страшных снов мы видим: чем их больше, тем сильнее она активируется», – объясняет ученый.
«Поэтому сны могут являться своего рода тренингом: они симулируют ситуации, вызывающие ужас, пока мы спим, и подготавливают нас к тому, чтобы мы с большим хладнокровием встречали реальную опасность во время бодрствования», – объясняет Лампрос Перогамврос. При этом он уточняет, что это правило не распространяется на ужасные видения, от которых мы просыпаемся в холодном поту посреди ночи. «Если ужас во сне переходит определённый порог, польза в плане регулирования эмоций пропадает», – считает ученый.