Биография вождя мирового пролетариата хорошо известна – немалую часть свой эмиграции он провел в буржуазной Швейцарии, в частности в Женеве. При этом обитатели построенного им «социалистического рая» были лишены возможности выезжать за границу.
В мае 1895 года Ульянов легально, под своей фамилией, выправив заграничный паспорт под предлогом укрепления здоровья после перенесенного воспаления легких, отправился в Европу. В Женеве он встретился с Плехановым. До этого в Петербурге состоялось совещание представителей социал-демократических групп России — было принято решение направить делегатов в Швейцарию для установления связей с группой «Освобождение труда» и организации издания литературы за границей.
20 мая 1895 года Ленин писал матери: «Природа здесь роскошная. Я любуюсь ею все время. Тотчас же за той немецкой станцией, с которой я писал тебе, начались Альпы, пошли озера, так что нельзя было оторваться от окна вагона…» Плеханов встретил тогда Ленина как брата казненного Александра Ульянова. Из Женевы Ленин выехал в Цюрих, где познакомился с Аксельродом.
В дальнейшем эмиграция Ленина и Крупской будет тоже тесно связана со Швейцарией. В октябре 1903 года в Женеве проходит Второй съезд Заграничной лиги русской социал-демократии. Бонч-Бруевич вспоминал: «Накануне открытия съезда, когда Владимир Ильич ехал на велосипеде к кому-то из нас, с ним стряслась беда: велосипед попал в рельсы трамвая, и Владимир Ильич на полном ходу упал, сильно ушибся, причем ударился лицом о камень, рассек бровь, подбил глаз, сильно зашиб руку и бок. Он кое-как добрался до врача, который оказал ему помощь. С некоторым опозданием с повязкой на глазу пришел он на съезд».
Одна из участниц съезда вспоминает: «Новогоднюю ночь 1904 года Владимир Ильич провел с нами. Слушали оперу "Кармен" в довольно плохой постановке, пили пиво в «Ландольте», гуляли по оживленным в эту ночь улицам Женевы… Ленин поднимал новогодний тост за "приближение великой бури"».
Позже в Швейцарии Ленин жил вместе с женой и тещей, последовавшей за супругами в эмиграцию. Сама Крупская без стеснения признавалась: «Хозяйка я была плохая, люди, привыкшие к заправскому хозяйству, весьма критически относились к моим упрощенным подходам». Важным элементом семейной жизни Ульяновых служила теща Елизавета Васильевна, которая «прикармливала» Володю еще как жениха, последовала за дочерью в ссылку в Шушенское, где даже разбила огород, жила с парой в эмиграции, взяв на себя хозяйственные заботы. Она скончалась в 1915 г. и похоронена на Бремгартенском кладбище в Берне.
Сохранились многочисленные воспоминания о том, как муж заботился о своей Наденьке, сообщения о врачах, которых Крупская посещала в годы эмиграции, пытаясь облегчить последствия базедовой болезни. В 1913 году Ленин изыскивает средства, чтобы везти жену на операцию в Берн, к профессору Кохеру, лауреату Нобелевской премии, весьма дорогому специалисту. Из писем Ленина следует, что средства были взяты из гонорара за статьи в «Правде», – судя по этому, колумнистам этого издания платили просто роскошно! В Берне Ленин ежедневно навещал жену в больнице, между делом совершая турне с лекциями по национальному вопросу, которые читал тоже не бесплатно. «Революционный чёс» проходил по Цюриху, Женеве, Лозанне, Берну. Два года спустя Крупская будет посещать другого престижного швейцарского специалиста – профессора Салли.
9 апреля 1917 года, на следующий день после Пасхи, эмигрант Владимир Ульянов-Ленин сел в поезд в Цюрихе. Заинтересованность немцев была так велика, что кайзер лично распорядился дать Ленину копии официальных германских документов, а Генеральный штаб был готов пропустить «пломбированный вагон» непосредственно через фронт, если Швеция откажется принять российских революционеров. Однако Швеция согласилась. Ленин и сопровождающие его лица выехали из Швейцарии в Петроград, чтобы возглавить Октябрьский переворот. Он и его соратники не только перевернули Россию, ввели военный коммунизм, заключили позорный Брест-Литовский мир и развязали кровопролитную Гражданскую войну, но и изменили историю всего человечества.