НОВОСТИ ШВЕЙЦАРИИ И ЕВРОПЫ:
LOGO - Ежедневные новости и аналитика из Швейцарии и Европы, политика, экономика, интервью / Daily news and analytics from Switzerland and Europe, policy, economy, interview LOGO - Ежедневные новости и аналитика из Швейцарии и Европы, политика, экономика, интервью / Daily news and analytics from Switzerland and Europe, policy, economy, interview
Ежедневные новости и аналитика из Швейцарии      www.businessmir.ch
Twitter - Ежедневные новости и аналитика из Швейцарии и Европы, политика, экономика, интервью / Daily news and analytics from Switzerland and Europe, policy, economy, interviewFacebook - Ежедневные новости и аналитика из Швейцарии и Европы, политика, экономика, интервью / Daily news and analytics from Switzerland and Europe, policy, economy, interview
instagram - Ежедневные новости и аналитика из Швейцарии и Европы, политика, экономика, интервью / Daily news and analytics from Switzerland and Europe, policy, economy, interviewlivejournal - Ежедневные новости и аналитика из Швейцарии и Европы, политика, экономика, интервью / Daily news and analytics from Switzerland and Europe, policy, economy, interview

ПАРТНЕРЫ




10 November 2025

RSS   RSS news  


Geneve booked.net
+21°C

Max.: +21°

Min.: +10°

čt, 11.10.2018

Авторитет власти в России падает

ИННОКЕНТНЫЙ ЗАБОЛОТНЫЙ, Business mir #21 - 2012-02 MAIL PRINT 
Социальный конфликт, выплеснувшийся на поверхность во время парламентских выборов, может еще более обостриться после выборов президента в марте 2012 года. Россияне не верят своему парламенту
Россияне не верят своему парламенту
Парламентские выборы в России, прошедшие 4 декабря 2011 г., обнажили проблемы, копившиеся в России долгие годы – несменяемость правящей верхушки, отсутствие независимой судебной власти, авторитарность существующего режима, высочайший уровень коррупции. Многочисленные фальсификации в ходе голосования подорвали доверие населения к прозрачности избирательного процесса, вызвав волну многотысячных протестных выступлений, каких Россия не видела с начала 90-х. Помимо этого, даже официальные результаты выборов показали утрату доверия к правящей партии и действующему руководству у значительной части российского электората. "Единая Россия" потеряла в Госдуме конституционное большинство, а сам российский парламент приобрел "нестандартную" конфигурацию, когда лидеры фракций для проведения тех или иных решений будут вынуждены вступать в коалиции. Впрочем, некоторые аналитики называют прошедшие выборы не голосованием за программы конкретных партий, а выяснением рейтинга правящей партии и ее лидера Владимира Путина. И тот, и другой кардинально понизились.
В Госдуме шестого созыва "Единая Россия" получила 238 депутатских мандатов, КПРФ – 92, ЛДПР – 56, "Справедливая Россия" – 64. При этом не прошедшее в Думу "Яблоко", официально набравшее 3,5%, в действительности, по всей вероятности, получило гораздо более высокий результат. Не случайно в посольствах России в Европе и Америке, где голосование проходило без фальсификаций, эта старая либеральная партия оказалась на первом месте. Подобный успех во многом связан с протестным характером голосования – «Яблоко» не ассоциируется в глазах избирателей с Кремлем, который на протяжении последних лет создавал псевдооппозиционные партии с целью раздробления протестного электората и имитации политической борьбы.
Оппозиция – мнимая или реальная, представленная в новой Думе КПРФ, ЛДПР и "Справедливой Россией", во многом получила поддержку из-за желания избирателей усилить противовес правящей партии. Кстати, этот козырь удачно использовали коммунисты для привлечения на свою сторону протестного электората, не разделяющего коммунистическую идеологию, но готового голосовать «за единственную настоящую оппозицию, противостоящую путинской партии». Однако ни одна из оппозиционных партий, громко выражающих свое недовольство фальсификациями на выборах и требующих проведения повторного, честного голосования, не отказалась от работы в Думе нового созыва и не сдала свои мандаты.
Протестное движение «За честные выборы», собиравшее многотысячные митинги, смогло – по крайней мере, на время – объединить различные политические силы – от либералов до националистов. Однако это очень хрупкий союз, и неизбежные идеологические противоречия в любой момент могут привести к расколу и, соответственно, раздроблению протестных выступлений. Кроме того, такая пестрая политическая мозаика мешает формированию единого ядра, способного вести переговоры от лица протестующих, и власть, разумеется, этим пользуется, не уставая повторять, что «вступать диалог пока не с кем».
IMG_2724_2.jpg
Большой потенциал оппозиционного лидера, безусловно, есть у юриста Алексей Навального – фигуры, появившейся из Интернета. Следует отметить, что количество пользователей Интернета в России постоянно увеличивается, и сегодня их число превысило 50 млн (отсюда, правда, следует вычесть подростков, не достигших 18 лет – возраста, когда гражданин России имеет право принимать участие в голосовании), что составляет примерно половину от 109 млн российских избирателей. Интернет как альтернативный источник информации, неподконтрольный властям, аккумулирует протестные настроения людей, вызванные осознанием социальной и экономической бесперспективности существующего государственного устройства. И это же обусловило новое явление на российской политической арене – блоггер Алексей Навальный, создавший свой протестный проект исключительно на Интернет-площадке, смог в буквальном смысле взойти на трибуну протестных митингов, став, вероятно, наиболее яркой фигурой новой российской политической жизни. Навальный получил известность как автор проекта "РосПил", созданного с целью общественного контроля за расходованием бюджетных средств в сфере государственных и муниципальных закупок. Однако сейчас его деятельность стала куда шире – он не только критикует действия властей и конкретно премьер-министра Путина, но и пытается формировать идеологию протестного движения и альтернативного социального устройства в целом. При этом выступления молодого юриста на многочисленных митингах находят у присутствующих куда большую поддержку, чем призывы членов «старой» либеральной когорты, с ним встречаются политики и общественные деятели, о нем пишут иностранные СМИ.
Навальный смог стать компромиссной фигурой и для правых либеральных, и для левых радикальных сил, умело аккумулируя протестные настроения как умеренных националистов, так и прозападных либералов, а также широких слоев «рассерженных горожан», оскорбленных фальсификациями на выборах. Некоторые даже пророчат 35-летнему юристу президентское кресло. Однако сегодня фигура Алексея Навального в России известна, в основном, пользователям Интернета, и можно не сомневаться, что федеральные телеканалы, подконтрольные путинской власти, не станут популяризировать его имя.
Многотысячные демонстрации, самые массовые из которых прошли в Москве, где на улицу по разным подсчетам выходило до 100 000 человек, ясно показали, что российские избиратели не намерены более терпеть пренебрежение своими правами и подтасовки в ходе голосования. На выборы декабря 2011 года впервые пришло новое поколение России, родившееся уже после распада СССР – в 1991–93 годах. Эти молодые люди привыкли пользоваться Интернетом и путешествовать по миру. Именно молодежь составила большинство на многотысячных митингах против фальсификации выборов.
Выборы президента – обострение конфликта
Следующий и, возможно, важнейший этап нынешнего избирательного цикла в России – президентские выборы 4 марта 2012 года. Своим отказом баллотироваться на второй срок Дмитрий Медведев подтвердил сомнения общества в том, что его президентство явилось простой уловкой, которая поможет Владимиру Путину вернуть себе пост главы государства путем «рокировки» в тандеме Путин – Медведев, когда Путин-премьер, пользуясь несовершенной формулировкой в Конституции РФ, запрещающей одному человеку занимать президентский пост более двух раз подряд, решил превратиться обратно в Путина-президента.
6 ноября 2011 года в России официально стартовала президентская избирательная кампания. Согласно конституции, своего кандидата имеют право выдвинуть парламентские партии. Помимо Путина от "Единой России", за пост главы государства будет бороться коммунист Геннадий Зюганов, Сергей Миронов от "Справедливой России",и Владимир Жириновский от ЛДПР. Прочие кандидаты могли выдвигаться самостоятельно, собрав за короткий период 2 миллиона подписей в свою поддержку.
В последний момент в регистрации было отказано Григорию Явлинскому – одному из основателей и лидеров партии «Яблоко». Центральная избирательная комиссия не признала подлинность около 25% подписей при существующем допущении в 5%. Отказ в регистрации Явлинского подогрело протестные настроения и подозрения избирателей в ведении властями «нечестной игры». Фальсификации на парламентских выборах окончательно подорвали доверие к деятельности Центральной избирательной комиссии, которая, по мнению многих россиян, действует исключительно по указке Кремля. У Григория Явлинского, уже баллотировавшийся на пост президента страны в 1996 и 2000 годах, практически не было шансов на победу, однако его присутствие в списках оставляло избирателям возможность выбора либеральной модели развития России. Также укрепились подозрения по поводу другого «самовыдвиженца» – президента Группы ОНЭКСИМ, миллиардера Михаила Прохорова, чьи 2 миллиона подписей, собранные за тот же период, не вызвали нареканий у Центризбиркома. После устранения Явлинского у Прохорова появился шанс привлечь голоса правого либерального электората «Яблока».
Недавно решивший прийти в политику, молодой миллиардер уже вступил в конфликт с действующей властью, однако является ли Прохоров реальным оппозиционером, или лишь очередным гомункулусом, выращенным в ретортах кремлевских политтехнологов для отвлечения протестных голосов, остается неясным.
При этом ни один из кандидатов не может составить реальную конкуренцию Владимиру Путину, на рейтинг которого работают все федеральные СМИ страны. Уже более 10 лет удерживая в своих руках власть, Владимир Путин сделал все возможное для устранения реальной оппозиции из политической жизни страны и маргинализации ее лидеров. Однако с учётом сегодняшних настроений российского электората все же нельзя полностью исключать возможность второго тура выборов, чего Владимир Путин, по-видимому, не намерен допустить. Наиболее реальным противовесом Путину может оказаться коммунист Зюганов (немногочисленные оптимисты называют в качестве спарринг-партнера премьера Путина Михаила Прохорова).
Сейчас уже точно можно сказать, что значительная часть россиян устала от Владимира Путина. Однако даже если президентские выборы 4 марта не будут сопровождаться такими массовыми фальсификациями, как парламентские, он, по-видимому, все равно вновь займет пост президента, что имеет принципиальное значение для России с ее традиционной склонностью к персонификации власти. При этом покорной Думой предыдущего созыва президентский срок был продлен до шести лет, что позволяет Владимиру Путину оставаться во главе России еще 12 лет, и тут уже сложно говорить о соблюдении каких бы то ни было норм сменяемости власти.
Что касается оппозиции, то она только пытается формулировать свои требования, главными из которых могут стать перевыборы в Госдуму в течение года и новые президентские выборы в течение двух ближайших лет по принципиально иной избирательной схеме. Однако пока что попытки принудить к этому правящий режим кажутся абсолютной утопией.
IMG_2762_2.jpg
Протест граждан России вызывает и экономическая составляющая режима Путина. Это, прежде всего, монопольный доступ к природным ресурсам страны, контролирование их продажи, с распределением прибыли в пользу членов своей команды. Не секрет, что именно торговля нефтью и газом служит основным и практически единственным источником богатства страны. Контроль над производством, экспортом энергоресурсов и распределением прибыли делает Владимира Путина во многом неуязвимым для нынешних политических конкурентов, однако порождает коррупцию и деградацию правящей группы по всей вертикали власти, сверху донизу. Это вызывает эмоциональный и социальный протест населения, которое все труднее будет убедить в искренности заявлений о необходимости «компенсировать негативные социальные последствия рыночной экономики и органично порождаемого ею неравенства», как сказано в предвыборной программной статье Владимира Путина «Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить».
Многие западные эксперты отмечают, что россияне испытывают врожденное отвращение к самому понятию «революция». С этой точкой зрения сложно не согласиться, однако социальные взрывы в России происходят, когда власти бывают к ним, как правило, не готовы, позволяя ситуации принять необратимый характер. Разумеется, в XXI веке, в отличие от начала ХХ, «революционная ситуация» в России будет носить принципиально иной характер, но даже «революция рассерженных горожан» может принять неожиданный, достаточно жесткий и отнюдь не «бархатный» характер.
Различные варианты стратегии после президентских выборов просчитывают и на Западе. Прежде всего, это касается укрепления позиций в вопросах поставок и цен на российские энергоносители и взаимодействия с Россией по региональным проблемам. В этом контексте тезис о нелегитимности президентский власти может стать той картой, которую разыграют для оказания давления на российскую верхушку по ключевым геополитическим и экономическим вопросам.
Сегодня в России наблюдается определенный «вакуум власти», когда ситуация имеет все шансы стать неуправляемой, а на вершине властной пирамиды может оказаться достаточно радикальная группа – от крайних националистов до военных. Одновременно наблюдается нарастание противоречий в правящей элите, концентрирующейся вокруг Владимира Путина.
Условно ее можно разделить на два крыла, первое из которых настроено на проведение после президентских выборов жесткой линии. Эта часть верхушки опасается, что в случае если власть пойдет на компромисс с оппозицией – пересмотр итогов парламентских выборов, досрочное проведение новых президентских выборов и т.д. – они лишаться власти и финансового могущества. Второе, более многочисленное околопутинское окружение выступает за компромиссное решение конфликта и определенную демократизацию политической системы, понимая, что в стране с более либеральными условиями и нормальной конкурентной средой им будет легче жить и развивать собственный бизнес.
По некоторым косвенным признакам (снятие с выборов лидера «Яблока» Григория Явлинского) можно сделать вывод, что пока берет верх первое крыло, настроенное на силовое удержание контроля над ситуацией. В целом можно сказать, что раскол властной элиты оказывает серьезное дестабилизирующее воздействие на российскую политику.
Ни у кого не вызывает сомнения, Россия может нормально существовать только в условиях легитимности президентской, исполнительной и законодательной власти, это является ключевым фактором, от которого зависит сценарий развития ситуации в России.
ИННОКЕНТНЫЙ ЗАБОЛОТНЫЙ, Business mir #21 - 2012-02  MAIL PRINT 
Бизнес мир снова в деле!
2023-10-08 11:42:18 
ПРОЧИТАТЬ
Швейцария заняла 8-е место в глобальном рейтинге счастья
2023-03-20 16:26:30  В Международный день счастья, который по инициативе ООН отмечается 20 марта, были представлены результаты очередного Всемирного доклада о счастье (World Happiness Report).
ПРОЧИТАТЬ
С обертки шоколада Toblerone исчезнет гора Маттерхорн
2023-03-05 19:02:54  Из-за переноса части производства в Словакию корпорация Mondelēz уберет с упаковки шоколада Toblerone изображение швейцарской горы Маттерхорн.
ПРОЧИТАТЬ
Швейцария заняла 7-е место в Индексе восприятия коррупции
2023-01-31 16:13:21  В рейтинге, который составляет Transparency International, Швейцария по итогам 2022 года заняла 7-е место, набрав 82 балла из 100 возможных.
ПРОЧИТАТЬ
По знанию английского языка страны Восточной Европы обгоняют Швейцарию
2023-01-24 18:36:48  В общемировом рейтинге знания английского EF English Proficiency Index Швейцария набрала 563 очка, что ниже показателей Польши и Латвии.
ПРОЧИТАТЬ
AD
ЛОГИН ПАРОЛЬ ВОЙТИ

© Business Mir, 2006 - 2014. Использование материалов допускается только при наличии ссылки на www.businessmir.ch

Ежедневные новости и аналитика из Швейцарии и Европы, политика, экономика, интервью

Daily news and analytics from Switzerland and Europe, policy, economy, interview