Еще в 1956 году известная чешская компания «Шкода» начала свою работу в области ядерной энергетики. Сегодня компания «Skoda-JS» – одно из ведущих предприятий атомного машиностроения Центральной и Восточной Европы. С 2004 года компания входит в состав российской группы «Объединенные машиностроительные заводы».
О перспективах развития компании и ядерной промышленности в целом нашему журналу рассказывает Манфред Новак, президент и заместитель председателя правления компании «Skoda-JS».
Господин президент, расскажите, пожалуйста, о компании «Skoda-JS», являющейся членом холдинга «Объединенные моторные заводы».
Уже более 50 лет компания «Skoda-JS» специализируется на инжиниринге и поставках оборудования для атомной энергетики. За эти годы компания приобрела большой опыт, снискав во всем мире репутацию надежного поставщика. На сегодняшний день в нашей компании работает 930 сотрудников, мы выпустили 21 реактор типа ВВЭР-440 и три реактора ВВЭР-1000. В 2004 году у компании появился новый владелец – российская группа «Объединенные моторные заводы», которая также приобрела предприятия «Skoda Steel» и «Skoda Hute». Из них была создана новая компания, получившая название «Pilsen Steel».
Пожалуйста, поясните, каким образом рыночная структура, каковой является атомная отрасль, взаимодействует с государственными структурами. В каких государственных проектах ваша компания принимает участие? В Восточной Европе заказчики «Skoda-JS» на рынке реакторов ВВЭР – это крупные компании, где государство либо является их единственным владельцем, либо сосредоточило в своих руках контрольный пакет (чешский «CEZ», украинский «НАЭК Энергоатом», Венгерский государственный холдинг «MVM», Национальная электрическая компания Болгарии). В Финляндии и Словении основными владельцами атомных электростанций с реакторами типа ВВЭР являются частные компании, но и там правительство внимательно следит за эксплуатацией энергоблоков.
В любом случае, коммерческие отношения с подобными клиентами всегда носят характер государственного заказа.
«Skoda-JS» также работает на рынке атомной промышленности Западной Европы. Здесь нашими заказчиками являются преимущественно частные компании. Как исключение можно назвать контракты с французскими госпредприятиями «EDF» и «AREVA» на поставку оборудования для реакторов типа EPT.
Господин Новак, каковы, по вашему мнению, перспективы партнерства государства и частных структур в атомной промышленности? Поможет ли подобное партнерство модернизации отрасли? Любое правительство считает важным принимать долевое участие в поставках ядерных технологий, поскольку это позволяет ему лучше координировать свои инвестиционные планы. Не менее важна для правительства возможность обеспечить поставки топлива в течение всего срока эксплуатации реактора.
Сегодня большое значение приобретает предоставление правительственных гарантий на финансирование таких крупных инвестиционных проектов, как модернизация и строительство АЭС. Без подобной поддержки предприниматель не решится пойти на такой значительный риск, как строительство нового энергоблока, длящееся несколько лет. Риск следует делить на три части: правительство, заказчик, поставщик.
Здесь также следует упомянуть о том, что в течение последних трех лет во всем мире правительства стимулируют новые исследовательские программы, направленные на увеличение мощностей ядерного оборудования.
Над какими проектами в настоящее время работает ваша компания в Европе? Наш последний крупный инвестиционный проект – подписанный в июне 2009 контракт на достройку ядерной части 3-го и 4-го блоков словацкой электростанции «Моховце». Поставка ключевых систем для достройки АЭС «Моховце» – наш большой успех, подтверждающий то ведущее положение, которое наша компания занимает среди чешских поставщиков оборудования. Контракт гарантирует развитие нашей компании в ядерной энергетике на годы вперед и дает нам возможность вырастить новое поколение специалистов.
Среди наиболее значимых проектов я хотел бы упомянуть реновацию системы контроля и управления АЭС «Дукованы». Другой крупный заказ – производство механизмов привода регулирующего стержня (CRDM) для реакторов типа ВВЭР. Это оборудование мы поставляем, прежде всего, на украинский рынок, однако аналогичные механизмы требуются также и на чешских, венгерских и словацких электростанциях.
Начиная с 2005 года «Skoda-JS» сотрудничает с французской компанией «AREVA NP» в рамках проекта по производству оборудования для реактора EPR – первого строящегося реактора данного типа. В июне 2009 года мы подписали контракт с «AREA NP» на производство внутрикорпусных частей реактора EPR для китайского проекта «Taishan 1&2».
Еще одна область производства, приносящая существенную прибыль компании, – это производство контейнеров для транспортировки и хранения отработанного ядерного топлива. «Skoda-JS», при участии немецкого партнера, поставляет такие контейнеры чешскому предприятию «CEZ», в Болгарию, в Литву и на рынок Западной Европы.
Мы также стремимся наращивать заказы по обслуживанию АЭС. Так, нашa компания подписала контракты с чешскими АЭС «Дукованы» и «Темелин».
В последнее время в развитии атомной энергетики наметились новые тенденции. Во всем мире, кажется, более благосклонно начинают смотреть на получение энергии с помощью расщепления ядра атома. Новый президент США Барак Обама «распечатал» атомную программу в своей стране. От моратория отказалась Италия, по тому же пути идет Германия. Как, на ваш взгляд, будет в ближайшие годы развиваться атомная промышленность в Европе, Азии, Америке? Эпоха «ядерного ренессанса» началась в Европе в декабре 2003 года, когда финская компания «TVO» сделала заказ на проект «Olkiluoto 3».
В 2007 году началась работа над другими проектами: болгарская «НЭК» начала строительство в Белене, а французский «EDF» – во Фламанвилле. Многие европейские страны, такие как Великобритания, Швейцария, Испания, Швеция, начали возведение новых атомных реакторов. 3 августа 2009 года Италия раскрыла свои планы по строительству минимум четырех новых блоков, в тот же день чешская компания «CEZ» объявила тендер на возведение двух новых энергоблоков АЭС «Темелин», одновременно упомянув о возможности создания еще трех дополнительных блоков в других районах Чехии.
В Германии ситуация иная. В 2000 году между немецким правительством и компаниями, эксплуатирующими ядерные электростанции, было подписано историческое соглашение, предусматривающее к началу 20-х годов постепенную остановку всех действующих реакторов на территории страны. Однако колебания цен на энергоносители, опасения оказаться в слишком большой зависимости от ресурсов третьих стран и беспокойство в связи с глобальным потеплением климата вызвали новые споры по поводу целесообразности этого решения.
В США администрация Буша открыла дорогу созданию новых ядерных блоков, приняв ряд законов, изменяющих процесс лицензирования реакторов нового типа и поддерживающих их финансирование. Не оставляет сомнений, что президент Обама продолжит взятый курс.
Два ядерных блока возводятся сегодня в Южной Америке – в Бразилии и Аргентине, и, скорее всего, эти страны на этом не остановятся. При этом другие государства региона все больше задумываются над тем, чтобы сделать собственный «ядерный выбор».
Россия в 2007 году заявила о строительстве ежегодно двух новых блоков, однако в связи с экономическим кризисом «ужала» свои планы до одного блока в год.
Насколько вопрос международной технологической кооперации важен для вашей компании? В каких областях налажено наиболее тесное международное взаимодействие? «Skoda-JS» обладает многолетним опытом в технологиях ВВЭР, что позволяет постоянно модернизировать соответствующее оборудование, продлевать срок его службы и предоставлять потребителю необходимые услуги.
В сфере технологий хранения сухого топлива наша компания пошла по пути кооперации: 15 лет назад мы подписали долгосрочное соглашение с известной немецкой компанией «GNS GmbH Essen» – одним из мировых лидеров в области хранения и транспортировки отработанного топлива. В сотрудничестве с этой фирмой было произведено почти 300 контейнеров для атомных электростанций.
В настоящее время в Европе строятся ядерные энергоблоки с повышенной безопасностью, так называемого «третьего поколения», или «поколения три плюс», сертифицированным проектом которых владеют лишь несколько крупных игроков на рынке: «Areva NP», «Westinghouse Electric» и российские проектные учреждения, возглавляемые «Атомстройэкспортом». Наша компания заинтересована в сотрудничестве со всеми упомянутыми предприятиями, в поставке им оборудования и услуг по инжинирингу.
После чернобыльской катастрофы человечество смотрит на ядерные реакторы с опаской. Как в вашей компании решаются вопросы экологической безопасности? Какие экологические нормы Евросоюза вам приходится учитывать в своей работе? Проблема воздействия атомной электростанции на окружающую среду должна решаться инвестором еще на подготовительном этапе. Для этого проводится аналитическое исследование EIA (Environmental Impact Assessment).
Поставщик учитывает данные требования при подготовке своего предложения. Для того чтобы проект мог быть реализован на территории Евросоюза, он должен соответствовать нормам строительства новых энергоблоков водоводяных реакторов в Европе (European Utility Requirements for LWR nuclear power plants).
Для нашей компании это означает выполнение жестких требований к проекту – только так мы можем попасть в список «квалифицированных поставщиков». Это предполагает соответствие ISO 9001 (качество), ISO 14001 (охрана окружающей среды), OHSAS 18001 (проектирование, производство и устройство ядерных систем). Общепринятой нормой для поставщиков атомной промышленности является американская сертификация ASME.
Производство ядерного оборудования строго контролируется не только нами, но и заказчиком, а также конечным потребителем, которые присутствуют на всех этапах реализации проекта. Часто привлекается также независимое контрольное агентство, например, немецкое «TUV».
Если немного пофантазировать – какой Вы видите атомную промышленность лет через 20 – 30? По какому пути пойдет человечество? Человечество всегда умело приспособиться к любым трудностям. Еще каких-то двадцать лет назад Европа не знала службу SMS, а сколько таких сообщений отправляется здесь сегодня? Убежден, что много миллионов.
В ядерной отрасли ведутся исследовательские работы и опыты по созданию реакторов «четвертого поколения».
На разных стадиях разработки находятся на сегодняшний день высокотемпературные реакторы и реакторы синтеза.
Нам не стоит бояться, что в ближайшем будущем человечество не будет способно решить любые встающие перед ним вопросы экологически безопасного и экономичного производства энергии.
СПРАВКА: «Объединенные машиностроительные заводы» («ОМЗ») – крупнейшая в России компания тяжелого машиностроения, специализирующаяся на инжиниринге, производстве, продажах и сервисном обслуживании оборудования и машин для атомной энергетики, нефтегазовой и горной промышленности.
Компания основана в 1996 году как открытое акционерное общество «Уральские машиностроительные заводы». В 1998 году в состав компании вошли «Ижорские заводы», и она была переименована в «Объединенные машиностроительные заводы».
В 2004 году группа «ОМЗ» пополнилась чешскими компаниями «Skoda Steel» и «Skoda JS», а в 2008 году – «Cheteng Engineering».
КАТЕРИНА АЙЗПУРВИТ