"Швейцария тогда впервые столкнулась с палестинским терроризмом", - рассказывает бывший дипломат Ив Бессон, который был очевидцем этого события.
В тот далекий февральский день пожарные цюрихского аэропорта отмечали день рождения товарища, когда сработала сигнализация. Boeing 727 израильской авиакомпании "Эль Аль", направлявшийся из Амстердама в Тель-Авив через Цюрих, готовился ко взлету. На борту находились 17 пассажиров и 11 членов экипажа. Вскочив из автомобиля, припаркованного возле ангара, двое террористов из Народного фронта освобождения Палестины открыли по самолету огонь из калашниковых, а еще двое бросили зажигательные гранаты.
Группа безоружных пожарных вышла на место происшествия и приняла участие в обезвреживании террористов. Местные полицейские силы прибыли позже. Специальной полиции аэропорта в те времена еще не существовало. Кабина и фюзеляж были повреждены, несколько человек получили серьезные ранения, включая второго пилота Йорама Переса, который скончался месяц спустя.
Более кровавое развитие событий было предотвращено благодаря тому, что на борту негласно находился израильский агент Мордехай Рахамим. 23-летний мужчина, служивший ранее в израильской элитной части, обстрелял нападавших из окна кабины из имевшейся при нем "беретты", а затем выпрыгнул из самолета через заднюю аварийную дверь и продолжил перестрелку. Рахамим застрелил лидера террористов, и когда на место прибыли швейцарские силы безопасности, бой уже завершился. Рахамим помог швейцарским властям задержать оставшихся нападавших, однако сам был арестован, а его оружие конфисковано.
Было установлено, что террористы принесли на место много оружия и взрывчатых веществ, а также листовки на немецком языке, которые предназначались для разъяснения целей операции швейцарскому народу. В ходе расследования выяснилось, что террористы прибыли в Швейцарию из Дамаска , а оружие и взрывчатые вещества были доставлены в Швейцарию дипломатической почтой одной из арабских стран.
Во время допроса Мордехай Рахамим признался, что работает на службу безопасности Израиля. Спустя месяц ареста его выпустили под залог до начала суда. Рахамим вернулся в Израиль.
27 ноября 1969 года в Винтертуре начался процесс по делу Рахамима и трех террористов - Мохамеда Абу аль-Хайжа, Ибрагима Тауфика Юссефа и Амины Дахбур. Израиль направил в Швейцарию адвоката для защиты Рахамима. Террористам было предъявлено обвинение в умышленном убийстве человека. Обвинение против Рахамима состояло из двух разделов: "умышленное убийство человека из-за серьезного волнения, которое произошло в результате обстоятельств, его оправдывающих", и "незаконные действия от лица иностранного государства".
В ходе судебного разбирательства Израиль был впервые вынужден признать, что сотрудники службы безопасности сопровождают израильские рейсы, чтобы не допустить угона самолетов и терактов в воздухе.
23 декабря 1969 г. суд вынес вердикт. Рахамим был оправдан по обвинению в убийстве лидера отряда, а трое террористов были приговорены к двенадцати годам тюремного заключения. Они были освобождены через год, в сентябре 1970 года, после угонов самолетов на "Досонс Филд" членами палестинской террористической организации, которые потребовали освобождения заключенных террористов.
До инцидента в Цюрихе Швейцария мало присутствовала на Ближнем Востоке - работали послы в Бейруте и в Каире. Угроза палестинского терроризма, такие события, как "Черный сентябрь" 1970 года в Иордании, изменили ситуацию. Тогда король Хусейн начал подавление палестинских боевых организаций и восстановление контроля власти над ситуацией в стране, что привело к гибели тысяч людей. Конфликт завершился высылкой тысяч палестинских боевиков в Ливан, куда были также перенесены штаб-квартиры палестинских организаций, включая ООП.
"В 1970 году федеральный советник Пьер Грабер, отвечающий за международные отношения, созвал ежегодную встречу послов региона в Каире, - рассказывает Ив Бессон. – В результате активность в этих странах возросла в Аммане, в Иордании, было открыто посольство Швейцарии".