BUSINESS MIR//2018-9-64
Деревня Zillis не производит таинственного впечатления – несколько хозяйственных построек, зеленые холмы вокруг, маленькая церквушка и трактир Alte Post. Это старинное заведение появилось тут три века назад и славится своим особым блюдом Capuns – рулетами из мяса с сыром, завернутыми в листья магнолии. Здесь даже не ходят поезда, и связь с внешним миром поддерживает только автобус.
Однако первое впечатление оказывается обманчивым. Тайна скрывается за стенами романской базилики св. Мартина, стоящей рядом с дорогой, которую использовали еще римляне. Обычное прямоугольное строение с несколькими окнами высоко над уровнем земли ничем не отличается от других подобных храмов в этой части Швейцарии.
Жемчужина этой 850-летней церкви, возведенной на еще более древнем фундаменте, – потолочные росписи начала XII века, уникальные тем, что сохранились в своем первозданном виде и не были закрыты более поздними наслоениями.
Лишь четыре храма во всем мире могут похвастаться деревянным потолком, дошедшим со времен средневековья, и костел в Циллисе относится к их числу. Также в этот почетный список входит храм св. Михаила в Хильдесхайме (Германия), собор в Питерборо (Великобритания) и костел в шведском Dadesjo. До недавнего времени в число этих уникальных памятников входила церковь в Södra Rada в Южной Швеции, однако в 2001 г. она была уничтожена пожаром. Базилика в Циллисе, которую часто называют «Сикстинской капеллой» Альп, является среди них самым ценным памятником средневековья.
Потолок базилики, созданный почти 900 лет назад, состоит из 153 еловых панелей, т.е. 9 рядов по 17 каждый. Каждая панель – квадрат со стороной около 90 см. Его расписывали на земле, по тонкому слою гипсовой грунтовки, а затем устанавливали на потолок.
Композиция потолка состоит из центральной части (105 панелей) и обрамления (48 панелей). Изображения центральной части посвящены сюжетам из жизни Иисуса, кроме одного ряда из 7 панелей, пересказывающего житие святого Мартина. Четыре угловые панели изображают трубящих ангелов, символизирующих четыре ветра, в том числе южный – Auster и северный – Aquilo...
Расположение панелей представляет собой своего рода атлас XII века, отражая средневековые представления об устройстве мира как суши, окруженной водами Океана. Изображения показывают, какой видели Европу ее жители, а также какое место художник в картине мироздания отводил самой деревушке Циллис.
Сюжеты панелей, обрамляющих центральную часть, объединяет тема моря – здесь показаны мифические морские чудовища, олицетворяющие силы зла, и три сцены с кораблями из притчи об Ионе.
105 внутренних панелей являются иллюстрациями к Ветхому и Новому завету. Половина изображений посвящена детству и юности Христа. Другие отображают чудеса и учение Христа. Причем часто сцены на следующей панели продолжают сюжет предыдущей.
Среди наиболее известных эпизодов библейского повествования здесь можно найти Благовещение, Сон Иосифа, приход волхвов, бегство в Египет, избиение младенцев, последнюю вечерю, предательство Иуды, Христа перед Пилатом и Распятие.
Ученые до сих пор спорят, было ли завершено библейское повествование моментом распятия или продолжалось картинами воскресения из мертвых на северной стороне нефа.
Для того чтобы лучше рассмотреть потолок, можно взять приготовленные на скамейках приближающие зеркала, благодаря которым росписи видны как на ладони. Для большей сохранности уникального декора базилику не отапливают. Лишь во время отпеваний, рождественского праздника для школьников и в Сочельник отопление включают на половину мощности.
В нескольких шагах от храма находится музей, в котором можно узнать об истории создания росписей. Их автор неизвестен — возможно, им был «художник Лопциний», краткая запись о смерти которого сохранилась в церковной книге собора в Куре. Стиль изображений указывает на знакомство художника с искусством книжной миниатюры.