НОВОСТИ ШВЕЙЦАРИИ И ЕВРОПЫ:
LOGO - Ежедневные новости и аналитика из Швейцарии и Европы, политика, экономика, интервью / Daily news and analytics from Switzerland and Europe, policy, economy, interview LOGO - Ежедневные новости и аналитика из Швейцарии и Европы, политика, экономика, интервью / Daily news and analytics from Switzerland and Europe, policy, economy, interview
Ежедневные новости и аналитика из Швейцарии      www.businessmir.ch
Twitter - Ежедневные новости и аналитика из Швейцарии и Европы, политика, экономика, интервью / Daily news and analytics from Switzerland and Europe, policy, economy, interviewFacebook - Ежедневные новости и аналитика из Швейцарии и Европы, политика, экономика, интервью / Daily news and analytics from Switzerland and Europe, policy, economy, interview
instagram - Ежедневные новости и аналитика из Швейцарии и Европы, политика, экономика, интервью / Daily news and analytics from Switzerland and Europe, policy, economy, interviewlivejournal - Ежедневные новости и аналитика из Швейцарии и Европы, политика, экономика, интервью / Daily news and analytics from Switzerland and Europe, policy, economy, interview

ПАРТНЕРЫ




21 April 2025

RSS   RSS news  


Geneve booked.net
+21°C

Max.: +21°

Min.: +10°

čt, 11.10.2018

Процветание России осталось в прошлом, однако до голодных бунтов еще далеко, а самым интересным событием столетия станет смена режима в Китае

ДМИТРИЙ ТРАВИН, Business mir #2015 - 0001-01 MAIL PRINT 
Известный политолог и экономист, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, научный руководитель Центра исследования модернизации Дмитрий Травин поделился с журналом «Business Mir» своими мыслями о том, что ждет Россию в ближайшие полтора года. Дмитрий Травин не любит слово «прогноз», считая, что следует не «предсказывать будущее», а оценивать существующие факты…
Что ждет Россию в ближайшей перспективе – во второй половине 2015 и 2016 году?
Сегодня мало кто сомневается, что период относительного экономического процветания России и благополучной жизни значительной части российского населения остался в прошлом. Однако экономический кризис стал следствием определенных политических шагов российского руководства. При этом не следует винить в этом исключительно санкции, наложенные на Россию Западом. Я поставил бы их на 3-4 место по степени влияния на ситуацию. Главной проблемой остается отсутствие эффективных реформ в российской экономике. На второе место я бы поставил снижение цен на нефть.
Еще в 2013 году, до начала всех украинских событий, стало очевидно, что экономика России, полностью зависимая от экспорта энергоносителей, практически прекратила свой рост и переходит в режим стагнации. Картину довершило падение цен на нефть и последовавший за этим обвал курса рубля, что в 2014 году превратило стагнацию в рецессию.
Кризисные явления накапливались в экономике очень долго, и в 2013 году власть фактически уже оказалась в безвыходном положении. Некоторое время благодаря росту цен на нефть не ощущалось, что мы движемся в тупик, но кризис 2008 года показал всю экономическую слабость России. После 2009 года, когда ВВП упал на 8%, рост восстановился, но не достиг и половины докризисных темпов, а к 2014 году полностью затормозился. В 2015 году уже началось падение, составившее около 2% в первом квартале, и к маю усилившееся почти до 5%.
Вызвано ли падение цен на нефть объективными причинами, или же это результат соглашения между Западом и странами ОПЕК?
Я не исключаю сочетание обоих факторов, хотя в принципе хватило бы и первого. С одной стороны, увеличение добычи сланцевого газа и нефти не может не влиять на ценообразование, с другой, Организация стран – экспортеров нефти, членом которой Россия не является, неожиданно стала проводить политику демпинга, продавая энергоноситель по столь низкой цене, которая может разорить американских производителей сланцевой нефти, более дорогой, чем обычная. В том же ключе вольно или невольно приходится действовать России…
Какова все же роль западных санкций в постигшем Россию кризисе?
Западные санкции безусловно усилили кризис российской экономики, прежде всего, в банковской сфере – невозможность перекредитования ударила по финансовым структурам, привела к большему снижению курса рубля, чем это было бы в результате падения цен на нефть. Ведь те компании, которые не могут одолжить доллары, вынуждены покупать их на рынке, увеличивая тем самым спрос на валюту.
Бороться с кризисом можно лишь кардинально перестраивая всю экономическую систему, делая ее более ориентированной на Запад, к чему правительство сейчас явно не готово.
Разрыв с Западом также чреват для России прекращением поставок новых технологий, что крайне негативно сказывается на экономике в целом.
С учетом перечисленных фактов, можно сказать, что при благоприятном развитии событий экономика России в ближайшие полтора года покажет прирост 1–2%, при неблагоприятном – падение на 1-2%. По сути дела это и есть стагнация. Сам премьер Медведев еще пару лет назад говорил, что нам нужно иметь минимум 5% роста для нормального развития, но сейчас он про это не вспоминает.
Все же насколько политическая ситуация влияет на экономическое положение России?
Что касается политических просчетов власти, то, конечно, присоединение Крыма, конфликт на Восточной Украине и последовавшие за этим ответные шаги Запада усилили наши проблемы.
При этом Кремль в какой-то степени даже доволен западными санкциями, поскольку именно враждебными действиями «заграницы» он может объяснять населению падение уровня жизни. Президент, правительство и бизнес, разумеется, прекрасно понимают демагогический характер лозунга «импортозамещение». Для этого невозможно за короткий промежуток времени создать достаточную производственную базу. И если отдельные категории продуктов и можно чем-то заместить, остается длинный перечень товаров, который заполнить просто нечем. Именно поэтому власти зачастую смотрят сквозь пальцы на соблюдение требований эмбарго – на российских прилавках все чаще можно встретить «запрещенные» товары, которые попадают в страну не только через Белоруссию, но и непосредственно из Европы. Все это сопровождается ростом цен, поскольку импорт уже не конкурирует с российскими монополистами, и цены становятся выше, чем это обусловлено валютным курсом.
При всей серьезности экономической ситуации сейчас уже можно сказать, что в итоге кризис оказался не таким глубоким, как опасались эксперты. Падение уровня жизни, конечно, произошло и будет идти дальше, но некий «запас прочности» у населения все еще остается.
Готов ли Кремль к политическому компромиссу по украинскому вопросу?
В данный момент Владимир Путин пытается разменять Донбасс на Крым, предлагая признать присоединение полуострова к России в обмен на отказ от поддержки сепаратистов на Восточной Украине. Неожиданностью для российской власти стала принципиальная позиция Запада, который продолжает отказываться от такого варианта. Поэтому, к сожалению, велика вероятность, что Минские соглашения опять будут кем-то сорваны.
При этом легко можно догадаться, что закулисные переговоры между Россией и Западом, прежде всего США, продолжаются, причем по широкому кругу вопросов, куда помимо Украины входит Иран и другие международные проблемы.
Как вы оцениваете внутриполитическую ситуацию в России в условиях падения уровня жизни и экономической рецессии?
Как я уже говорил, несмотря на общий спад, у населения еще остается некий запас, позволяющий ему держаться на плаву. Известно, что к протестам против снижения уровня жизни приводит не сиюминутная ситуация, а более затяжной кризис продолжительностью 4-5 лет, вызывающий у населения усталость и ощущение безнадежности. Маловероятно, что сложности в экономики приведут к серьезным социальным волнениям или протестам в ближайшее время. В столицах – Москве и Петербурге – уровень жизни выше, чем в провинции, и кроме того, всегда есть возможность найти работу вместо потерянной. Можно ожидать выступлений в провинции, прежде всего в городах, где закрываются градообразующие предприятия. Однако с этим Кремль, безусловно, справится.
В целом, у населения преобладает ощущение бессилия перед лицом системы и невозможности что-либо изменить. Если самоорганизоваться на низовом уровне, чтобы отстоять отдельный сквер от застройки, народу еще удается, то бороться с властью в целом россияне считают делом безнадежным.
Среднестатистический житель России не верит чиновникам, однако верит Путину, поскольку, по его мнению, лишь он способен призвать к порядку и давать отпор чиновничьему произволу. Без Путина, рассуждает он, все развалится, а власть предержащие могут окончательно распоясаться. То есть фигура Путина сохраняет свою привлекательность, и хотя рейтинги, которые публикуются в СМИ, сильно упрощают проблему отношения народа и власти, популярность президента все еще достаточно высока.
Как вы считаете, что мешает появлению в России гражданского общества? Почему это произошло на Украине и не удалось в РФ?
На Украине всегда существовала действующая оппозиция, обладающая определенными ресурсами. Всегда существовали альтернативные официальной власти центры силы. Оппозиция никогда не находилась в таком задавленном состоянии, как в России. Именно этот фактор позволил организовать и финансировать Майдан. В России же человек ощущает свое полное одиночество перед лицом власти. Поэтому он предпочитает решать текущие задачи – как прокормить семью, заработать денег и т.д. – но не лезет в большую политику, где нет шансов на успех.
В России оппозиционные партии очень слабы. Протестные выступления зимы 2011–2012 годов хоть и были достаточно многочисленны, ничуть не испугали власть, которая понимала, что на электоральных процессах в целом демонстрация в Москве, путь и 100-тысячная, никак не скажется. При действующем репрессивном механизме и возможности влиять на процесс выборов власти в России, по сути, ничто не угрожает.
Пока в руках Кремля остается такой мощный рычаг как телевидение, манипулирование общественным сознанием не представляет особой сложности. Люди привыкли получать информацию привычным образом – включая один из главных телеканалов, а не разыскивая сведения в Интернете, анализируя или сравнивая разные точки зрения. Поскольку в России не были созданы работающие структуры, обеспечивающие равновесие информационных потоков, россияне будут довольствоваться той информацией, которую им в готовом виде будут предоставлять подконтрольные Кремлю каналы. То есть если бы хоть по одному крупному каналу транслировали сообщения о просчетах и ошибках власти и Путина, люди задумались бы о том, не следует ли сменить руководство. Однако оппозиция остается абсолютно отрезанной от основных каналов телевидения. А сама власть может успешно существовать в условиях стагнации довольно долгое время.
Сегодняшнее российское руководство обладает двумя главными факторами обеспечения стабильности: единством властной элиты и эффективной системой профилактики выступлений оппозиции. В каком-то смысле позиции Путина сильнее, чем у советских лидеров позднего социализма – он обладает полученным на выборах мандатом от народа и имеет все возможности манипулирования общественным сознанием, внедряя идеологию «осажденной крепости», когда все просчеты списываются на происки внешних врагов.
Заканчивая разговор о ситуации в российской экономике, невозможно не задать вопрос о Китае и его роли в сегодняшней истории России.
Безусловно, сейчас в мире существует только два сильных государства – Китай и Соединенные Штаты. Российская экономика несопоставимо слабее китайской. У Поднебесной гораздо выше темпы развития, она привлекает гораздо больше инвестиций, в том числе иностранных, которые в России стремительно сокращаются.
Поскольку Россия поссорилась с Западом, она вынуждена переориентировать свои поставки на восток. Идет освоение газо-конденсатных месторождений в Сибири, строительство «Силы Сибири» – магистрального газопровода для поставок газа из Якутии в Китай. Если все задуманные проекты реализуются, что пока неясно, Россия попадет в ситуацию, которую экономисты называют «монопсония» – когда монополистом является потребитель. По этим газопроводам можно поставлять газ только в Китай, а Китай будет получать его не только из России. Это означает, что он сможет диктовать монопольные цены. Если Россия сократит поставки на Запад, и цены на нефть будут относительно невысокие, Китай сможет устанавливать свою цену, оказывая серьезное влияние на экономическую ситуацию в России, которая в итоге окажется в том же положении, которое занимали соцстраны-сателлиты СССР, т.е. Кремлю придется учитывать мнение Пекина по политическим вопросам и занимать прокитайскую позицию на международной арене. Китай вряд ли будет прямо диктовать свою волю, однако его мнение придется учитывать гораздо больше, чем сейчас. Пока Китай вполне устраивает ситуация, когда Россия является его сырьевым придатком, и какое-то более жесткое воздействие не стоит на повестке дня.
Однако не следует забывать такой важнейший фактор, который рано или поздно даст о себе знать, как распад существующего в Китае режима. Авторитарные режимы не вечны, и Китай не исключение. Рано или поздно внутренние противоречия взорвут его изнутри. Китай как и всякая другая страна неизбежно будет двигаться по пути демократизации. Однако европейские страны строили свои демократические общества достаточно долго, и в Китае этот процесс может занимать столетия, с неизбежными отступлениями. При нашей жизни мы вряд ли застанем демократический Китай.
При этом я не исключаю, что нынешний авторитарный режим может рухнуть, а его место займет национализм, при котором нынешняя коммунистическая риторика поменяется на националистическую. Для России при этом остро встанет проблема «восточных территорий» – территориальных споров, про которые в 1989 г. Дэн Сяопин говорил Эдуарду Шеварднадзе. США получат агрессора, от которого нужно защищать другие страна региона. При таком сценарии развязанные Китаем конфликты примут форму гибридной войны. Соперничество Китая и Соединенных Штатов при этом обострится до предела, и все противоречия в России, да и на Западе покажутся просто детскими игрушками. Вот тогда у россиян внезапно проснется чувство европейской идентичности и желание поиска общих ценностей с сильным союзником, который может помочь оградить от давления восточного соседа…
Беседовала Катерина Айзпурвит
ДМИТРИЙ ТРАВИН, Business mir #2015 - 0001-01  MAIL PRINT 
Бизнес мир снова в деле!
2023-10-08 11:42:18 
ПРОЧИТАТЬ
Швейцария заняла 8-е место в глобальном рейтинге счастья
2023-03-20 16:26:30  В Международный день счастья, который по инициативе ООН отмечается 20 марта, были представлены результаты очередного Всемирного доклада о счастье (World Happiness Report).
ПРОЧИТАТЬ
С обертки шоколада Toblerone исчезнет гора Маттерхорн
2023-03-05 19:02:54  Из-за переноса части производства в Словакию корпорация Mondelēz уберет с упаковки шоколада Toblerone изображение швейцарской горы Маттерхорн.
ПРОЧИТАТЬ
Швейцария заняла 7-е место в Индексе восприятия коррупции
2023-01-31 16:13:21  В рейтинге, который составляет Transparency International, Швейцария по итогам 2022 года заняла 7-е место, набрав 82 балла из 100 возможных.
ПРОЧИТАТЬ
По знанию английского языка страны Восточной Европы обгоняют Швейцарию
2023-01-24 18:36:48  В общемировом рейтинге знания английского EF English Proficiency Index Швейцария набрала 563 очка, что ниже показателей Польши и Латвии.
ПРОЧИТАТЬ
AD
ЛОГИН ПАРОЛЬ ВОЙТИ

© Business Mir, 2006 - 2014. Использование материалов допускается только при наличии ссылки на www.businessmir.ch

Ежедневные новости и аналитика из Швейцарии и Европы, политика, экономика, интервью

Daily news and analytics from Switzerland and Europe, policy, economy, interview