Хотя вопрос был поставлен несколько иначе, центральной темой голосования осталась проблема миграции. В Шейцарии, в ее 8-миллионны населением, иностранцы составляют почти четверть.
Принятая в Конфедерации система прямой демокраии позволяет гражданам выражать свое мнение по всем животрепещущим проблемам, которые встают перед обществом. Народное голосование является в стране высшим волеизъявлением, которое не может опротестовать ни парламент, ни правительство.
И вот, на референдуме 30 ноября 74% выборщиков высказались против ограничения числа, хотя инициировавшая голосование ассоциация Ecopop, выдвинувшая лозунг "Ограничим миграцию - спасем окружающую среду" надеялась на другой результат.
Учитывая, что в Европе повсеместно идет усиление правых политических течений, итог швейцарского голосования можно считать достаточно либеральным. Однако не следует забывать, что высказавшись против квоты на миграцию, которую предлагалось установить в размере 0,2% от общей численности населения в год, граждане Конфедерации лишь "исправили" позицию, которую они заняли в феврале. Тогда с незначительным перевесом победила инициатива ультраправой Швейцарской народной партии, призвавшей ограничить приток иммигрантов, причем включая страны Евросоюза. Такое волеиъявление вызвало немедленную реакцию Брюсселя, указавшего на недопустимость ограничения свободы передвижения в рамках двустороннего договора, заключенного между Швейцарией и Евросоюзом. Ряд совместных, в том числе образовательных, программ было тут же заморожено, а Федеральному правительству дали понять, что нарушение одного из центральных принципов европейской интеграции ставит под сомнение легитимность всего пакета договоренностей с ЕС, включая такие базовые области как энергетика и торговля.
Все это время правительство Конфедерации ведет трудные переговоры с Евросоюзом, однако отменить результаты февральского референдума, на реализацию резльтатов которого конституция страны отводит два года, оно не может.
Кроме того, Брюссель решительно выступает против сегрегации стран-членов Евросоюза на "старых" и "новых", которую пытается ввести Швейцария. Так, камнем преткновения стал вопрос об ограничениях, которые Конфедерация пыталась ввести для граждан Хорватии, вступившей в ЕС в прошлом году.
Таким образом, Брюссель настоятельно советует Швейцарии считаться с нормами Евросоюза, который "окружил" альпийскую конфедерацию со всех сторон. Ограничения для граждан стран ЕС существенно подорвали репутацию Конфедерации в Европе, вызвав негативную реакцию как правительств, так и обычных граждан. Все это достаточно болезненно воспринимается руководством страны.
Внутри самой Швейцарии достаточны сильны панъевропейские настроения - все чаще звучат голоса, призывающие страну, наконец, вступить в Евросоюз. Однако традиционно Швейцария гордится своей независимостью и нейтралитетом, который несет Конфедерации весомые выгоды. Например, сейчас на Швейцарию не распространились санкции России, запретившей импорт европейских продуктов питания, и швейцарские сыры остались на российских прилавках единственным подлинно европейским деликатесом...
Сейчас ситуация изменилась. Отказ от введения квот горячо лоббировали швейцарские предприниматели, которые боялись лишиться притока квалифицированной рабочей силы из близлежащих стран. Стареющее население Швейцарии уже не в состоянии полностью поддерживать свою экономику, хотя до сих пор Конфедерация остается страной с одним из наиболее высоких уровней жизни в мире.
Следует отметить, что большинство мигрантов, переезжающих в Швейцарию, – это немцы и итальянцы. Третье место занимают граждане стран бывшей Югославии.
В Швейцарии многие понимают, что ограничение миграции отрицательно скажется на экономике страны. Однако ассоциация Ecopop настаивает, что небольшая территория альпийского государства просто не выдержет резкого роста населения, который наблюдается в последние годы.
Так или иначе, согласно результатам опросов, проблема мигрантов и перенаселенности страны остается на первом месте среди тревог, терзающих швейцарцев.
Таким образом, в этом году по вопросу миграции в Швейцарии прошло два референдума, с противоположными результатами, которые правительству еще предстоит осмыслить и подумать над претворением в жизнь воли народа.