Кто же поможет Кипру? За спинами Брюсселя и Москвы маячит тень кого-то третьего. В сегодняшней и будущей судьбе острова Афродиты может сказать свое весомое слово Турция. На кон поставлено все, что интересует эту большую и амбициозную страну – геополитическое влияние, деньги и престиж. Плюс – определенные моральные претензии, которые, действительно, накопились у Анкары.
Кипр – остров, который уже почти три десятилетия разделен на большую грекоязычную и меньшую турецкоязычную части. С 1974 года турецкий Северный Кипр оккупирован турецкой армией, хотя в изложении событий турками справедливо подчеркивается тот факт, что оккупация части острова в тот момент помогла расстроить планы греческой хунты. Однако, так или иначе, но Европа под влиянием Греции девять лет назад сделала неординарный шаг, приняв в члены Евросоюза греческую часть Кипра, несмотря на проблемы с границами.
Республика Кипр до недавнего времени могла похвастаться перед своим северным турецким соседом тремя козырями – международным признанием, членством в ЕС и более сильной экономикой. Северный Кипр никто не признает, он зависим от финансовой и прочей помощи со стороны Турции. Кипрские турки были даже заинтересованы в объединении острова, однако греки-киприоты отвергли это на референдуме.
У кипрского вопроса есть еще одна любопытная грань. Два года назад в Восточном Средиземноморье обнаружили природный газ. Это коснулось и Кипра. И тут возникла проблема – как две части острова поделят эти природные богатства? Ведь границ, которые разделяют эти две отдельные экономические зоны, по дну моря не проложены. Турция, сцепив зубы, наблюдала, как Республика Кипр вместе с Грецией, Израилем и другими странами готовится добывать сжиженный природный газ, игнорируя претензии Северного Кипра и вообще не принимая во внимание точку зрения Анкары.
Сейчас, в конце марта 2013 года, кое-что изменилось. Экономически Республика Кипр поставлена на колени, а членство в Евросоюзе ей, скорее, мешает, чем помогает. Кипр должен найти несколько миллиардов евро, чтобы получить кредит, который – возможно – его спасет. А турецкое население Северного Кипра, вероятно, вздохнуло с облегчением, что в свое время не стало частью ни зоны евро, ни Республики Кипр как таковой. 
И сейчас в игру вновь вступает Турция. У нее три крупных интереса: устроить политическое будущее Северного Кипра, обеспечить получение кипрскими турками или даже самой Турцией дивидендов от газовых месторождений и добиться того, чтобы впредь никакие договоры не заключались в обход Анкары. Турция заявляет, что именно сейчас настал идеальный момент для обсуждения вопроса объединения острова или окончательного его разделения на два государства – то есть признания турецкой Республики Северный Кипр. Турция также отказывает Кипру в праве включать в свои переговоры с кредиторами подводные газовые месторождения, которые равно принадлежат и обитателям северной части острова.
Сегодня Республике Кипр сложно рассчитывать на поддержку своего всегдашнего защитника – Греции, которая сама столкнулась с серьезными проблемами. Турция, напротив, может похвастаться хорошей экономической и политической ситуацией. Недавно ее влияние еще усилилось, когда Израиль согласился извиниться за гибель турецких граждан при атаке на судно «Мави Мармара». Уступки, на которые пошел Израиль, очевидно, касались и сотрудничества с Республикой Кипр в добыче сжиженного газа. Теперь при добыче этого полезного ископаемого Израиль будет кооперироваться, главным образом, с Турцией, а возникшая было ось Иерусалим – Афины – Никосия снова ослабла.
Да и самому Кипру сегодня нужно срочно использовать этот газ для поддержания своей экономики, а не инвестировать в технологически сложные проекты. Скорее всего, Кипр будет экспортировать его на ближайший рынок, то есть все в ту же Турцию. Анкара, со своей стороны, планирует уже в следующем году провести с континента на остров воду, что только усилит желание Республики Кипр сотрудничать с Турцией.
Это вовсе не значит, что благодаря новым обстоятельствам Кипр быстрее оправится, или что выгоду от ситуации получит Северный Кипр – в виде международного признания как самостоятельного государства или объединившись с южным соседом. Куда очевиднее, что победителем в этом чемпионате станет Турция в своем стремлении доминировать в Восточно